Издания духовной музыки конца XVIII — начала XX вв.

Издания духовной музыки

Издания русской духовной музыки, предпринятые в России с конца XVIII по начало XX вв., многообразны по направленности и содержанию. Это канонические богослужебные книги, различные издания Круга церковного пения, отдельные сборники песнопений, хрестоматии, руководства к церковному пению, методические пособия к изучению и исполнению церковной музыки, авторские обработки известных распевов, авторские сочинения на богослужебные и поэтические тексты, духовные концерты. Количество данных изданий можно представить себе в виде гипотетической энциклопедии, которая состояла бы из 45 томов объемом в 300 страниц каждый. Нелегко ориентироваться в громадном объёме и богатом разнообразии изданий русской духовной музыки, поэтому большинство из них в настоящее время остаётся невостребованным.

Изучение духовно-музыкальных публикаций позволяет не только расширить репертуар светских и церковных хоров, но и придать общей картине музыкальной жизни России большую достоверность, включив в её обозрение ранее запретную, но, несомненно, очень значимую часть русской музыки. Каждое обращение к изданиям духовной музыки, при решении определенных насущных задач, даёт возможность показать её в том или ином ракурсе, открыть новые её особенности, уточнить известные факты.

В настоящее время начинают возрождаться традиции церковно-певческого исполнительства. Регенты восстанавливаемых храмов стараются найти основы для воспроизведения местных традиций пения. Это задача сложная, требующая не только поискового, но и исследовательского труда, анализа сохранившихся нотных изданий.

Поиск местных традиций церковного пения проводился уже в XIX веке, т. е., в век, отделённый от эпохи древнего пения периодом лишь в полтора столетия. Тем не менее, даже при непрерывающейся традиции духов-но-музыкальной культуры, необходимо было восстанавливать исконное пение, опираясь на разного рода источники. Данная работа в первую очередь была нужна церкви, которая стремилась к регламентированию музыкального творчества, сохраняя приверженность старым образцам, и в то же время, проявляла внимание к особым художественно ценным явлениям в певческом искусстве. Указами Св. Синода предписывалось следовать древнему обиходному и «ныне изданному» придворному пению, однако допускались «особые напевы», если они имели местную традицию1: «В св. обителех, соборах и древних церквах всегда было употребляемо на всех службах, и в особенности на литургии древнее пение» … «которое употребляется постоянно в Высочайшем присутствии. Но и за сим в Московском Успенском соборе, в Новгородском Софийском и других соборах, древних обителех и церквах, где ведутся особые древние напевы» … «должны оставаться без изменений».2

Что же представляют собой упомянутые в указах древнее, придворное и особое местное пение, публиковавшиеся в XIX — начале XX вв.?

Прежде всего — о древнем пении. В записке Министру Двора от 24 ноября 1852 г. докладывается, что «эти знаменные напевы, хотя и постоянно печатаются Синодом, но весьма редко употребляются потому, что они довольно пространны и несколько затруднительны, а вместо сего напева в общем повсюду в употреблении краткий греческий напев, который сохранился в рукописях только в некоторых местах государства».3 Иначе говоря, древние распевы, если и имеются в канонических книгах4, редко исполняются, т.е., не общеупотребительны, т.к., требуют знаний и большого искусства. Более поздние подтверждения этого вывода находятся в предисловиях к нотным изданиям и руководствам к церковному пению. В предисловии к Ирмологию нотного пения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры5 говорится, что старые рукописные книги содержат напев, не употребляемый ныне; в Учебном (Сокращенном) Обиходе нотного церковного пения, в пятый раз переизданном синодальной типографией в 1913 году, также в предисловии указано, что школа учит знаменному пению не для его исполнения, а для «книжного ознакомления» с ним. Значительно раньше В.Ф. Одоевский в своей записке «О безмездном улучшении Азбуки первоначального пения при Сокращенном Обиходе», которая переиздавалась Синодальной типографией с 1782 года, отмечал что сольмизационная система6, изложенная в Азбуке, устарела и забыта: «По сей причине «Азбука» при Сокращенном Обиходе ни к чему не служит; нет учителя, который сознательно мог бы учить по ней, ибо повторяю: «mutato» или сольмизация — есть предмет, доступный лишь музыкальным археологам».7

Обратим особое внимание на тот факт, что синодальные издания канонических книг неизменно, на протяжении более одного столетия изложены квадратной нотацией, употреблявшейся в рукописных церковных книгах с конца XVII—XVIII вв., в то время как музыка светская уже в XVIII в. печаталась круглой нотой. Известный нотоиздатель Б. П. Юргенсон называет квадратную нотопись особым нотным шрифтом, заказанным у лейпцигского словолитчика Брейткопфа синодальной типографией специально для издания церковно-певческих книг.8 Факт использования данного шрифта в то время, когда квадратная нотация уже вышла из употребления, скорее всего, свидетельствует о желании издателей-церковников подчеркнуть древность печатаемых распевов. На деле же оказалось, что это лишь внешний фактор, усугублявший сложность восприятия напечатанного.

В результате, как пишет Одоевский, «мудрено ли, что обучающиеся музыке в семинариях ученики не приобретают вовсе тех певческих познаний, которые необходимы всякому церковнослужителю, и поют лишь понаслышке, и потому невольно следуют в пении произволу, а не точному содержанию церковно-нотных книг»9. Вот ведь как получилось — книги печатались для введения единообразия в церковном пении, а из-за внешних архаизмов они стали причиной развития устной традиции пения, более всего вносящей сумятицу в требуемое единообразие. О том, действительно ли данные книги фиксировали древнюю традицию, скажем ниже.

Следующая статья →

Примечания

1 Указ св. Син. 31 мая 1833 г., № 4222. Цит. По кн.: Прот. Иоанн Чижевский. Церков-но-гражданские постановления о церковном пении. Харьков, 1878. С. 8

2 Там же. С. 12. Указ св. Син. 23 июня 1853 г., № 6486

3 РГИА, ф. 1109, оп.1, № 59.

4 Канонические книги — основные богослужебные книги, по которым составлялись службы. Имеются в виду следующие книги: Ирмологий, Октоих, Сокращенный

Обиход с Азбукой, Обиход, Праздники, многократно переиздававшиеся с конца ХУШ по нач. XX вв.

5 Собств. тип., 1904.

6 Сольмизация — ср.-век. система названий муз. звуков, не закрепленных за определенной высотой, но их соотношения оставались постоянными.

7 ОР РНБ, Ф. 539, пер. 17, л. 102.

8 Юргенсон Б. П.. Очерк истории нотопечатания. М., 1928. С. 35.

9 ОР РНБ, ф. 539, пер. 17, л. 102.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

rss facebook twitter
Все права защищены | Любое использование материалов сайта возможно только при указании активной ссылки на сайт moscowia.net